Профориентация

Отчет

о проведении конкурса научно-исследовательских работ (проектов)  по химии и профориентационной работы среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ г. Уральск и ЗКО

В честь 90-летия Западно-Казахстанского университета им.М. Утемисова и «Дня науки – 12 апреля» кафедрой химии естественно – географического факультета 12 апреля 2022 года  был проведен конкурс научно-исследовательских работ (проектов)  по химии среди учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ г. Уральск и ЗКО.

Основной целью конкурса было развитие у школьников творческих способностей и интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний и поддержка талантливого подрастающего поколения, помощь в выборе будущей профессии.

В связи с этим  в задачи  конкурса входило создание условий для более полного раскрытия творческих способностей учащихся; пропаганда научных знаний и стимулирование школьников к познавательной деятельности; создание площадки для публичной демонстрации знаний навыков и умений, приобретенных школьниками в процессе обучения; создание ситуации успеха для участников и условий для их самореализации.

 В конкурсе принимали участие 33 учащихся 9-11 классов по представлению научного руководителя, как индивидуально, так и в командном составе (не более 2-х участников) из 25  общеобразовательных школ г. Уральск. В работе конкурса приняли участие и научные руководители учащихся.

На конкурс были представлены НИР и проекты, выполненые по направлению:

- Химия и охрана окружающей среды.

- Химия и здоровье человека.

Презентация и защита результатов НИР и проекта проводилась в виде  демонстрации видеофильма или презентации продолжительностью не более 5 минут, затем конкурсанты отвечали на вопросы членов жюри, в составе которого работали заведующая кафедрой химии, к.х.н. Кунашева З.Х., доцент, к.х.н. Сдикова Г.Ж., доцент, к.п.н. Айтуганова С.Г., старшие преподаватели, м.т.н., Киишева Д.Ж., Абдрахманова А.Г., преподаватель, м.х.н. Шамилова А.Ж.

К содержанию ученических исследований предъявлялись следующие требования.

  1. Наличие интересной, значимой в исследовательском, творческом и познавательном плане проблемы /задачи/.
  2. Проект должен иметь практическую, теоретическую, познавательную и образовательную значимость предполагаемых результатов;
  3. Проект предполагает существенную самостоятельную (индивидуальную, парную) деятельность учащихся в выполнении экспериментов по химии.

При оценивании работ учащихся применялись такие критерии, как понимание актуальности темы и практической значимости работы, глубина проработки темы; творческий подход, степень самостоятельности в выполнении работы, выражение собственной позиции, обоснование ее; полнота ответов на вопросы, умение эффективно организовать индивидуальное информационное и временное пространство. Также большое внимание уделялось оформлению научного проекта, форме его подачи (презентация или видеофильм, материал в мягком переплете, буклет).

По итогам работы двух секций конкурса НИР и проектов были определены лучшие работы следующих учащихся.

По направлению   «Химия и охрана окружающей среды» дипломом 1й степени отмечена работа ученицы  школы  №1 Сұлтангериевой Аружан на тему  «Қағаз қалдықтарынан түсқағаз жасау»,  научный руководитель Жалетденова Назым Зейінқызы.  

Дипломом 2й степени отмечены две работы. Это работа  ученицы  школы  №30 Сериккалиевой Ақтолқын на тему  «Батыс Қазақстан облысының табиғи суларының экологиялық жағдайы мен құрамы»,  научный руководитель Шамарова Бибігүл Еркінқызы. И работа  ученицы  школы  №17 Абилкасимовой Алии на тему  «Исследование жесткости питьевой воды в различных районах г.Уральска»,  научный руководитель Тасименова Лилия Владимировна.

Дипломом 3й степени отмечены также две работы. Это работа  ученицы  школы  №33 Аушет Асхата на тему  «Пластикалық қалдықтарды тиімді қолдану»,  научный руководитель Маханова Нурсауле Кайратовна. И работа  учениц  школы-гимназии №42  «Ақниет» Сахметовой Жангүлім и Нурышевой Айнур на тему  «Биоыдырайтын пакеттер. Мәселе немесе шешім?»,  научный руководитель Закирова Шара Ғалымжанқызы.

Моменты работы жюри

Участники секции  «Химия и охрана окружающей среды»

По направлению   «Химия и здоровье человека»  места распределены следующим образом. ІІІ место поделили два участника. Это ученик КГУ ОШ №21 Аймукашев Чингиз с работой «Жить или курить? Влияние курения электронных сигарет на здоровье подростков». Научный руководитель: Камалова Самал Шауатовна. И ученица СОШ №37 Ануарбек Аружан с работой на тему «Қымыз – шипалы сусын». Научный руководитель: Орынова Гульбаршын Ермеккалиевна

ІІ место поделили так же два участника. Это ученица СОШ №16 Абрамичева Анастасия с работой на тему «Исследование химического состава чипсов и их влияние на организм». Научный руководитель: Золотарева Татьяна Анатольевна. И ученицы КГУ «ОШ №6 им. А.С.Макаренко» Гримова Анастасия и Маркова Наталья с работой на тему: «Анализ качества пищевых продуктов влияющих на наше здоровье». Научный руководитель: Давлетова Кляш Нагумгалиевна, Мусаева Акбота.

І место заняла ученица КММ ГЭН г. Уральск Сатыбалды Амина. Тема: «Энергетикалық сусындардың химиялық құрамы мен тірі ағзаға әсері». Научный руководитель: Орынгалиева Акжибек Ришаткызы.

От лица администрации факультета  всем учащимся были вручены сертификаты участника, работа научных руководителей отмечена Благодарственными письмами. 

В завершении, преподавателями кафедры химии была проведена профориентационная работа, в ходе которой были продемонстрированы видеоматериалы об университете и об образовательных программах кафедры химии. Учащимся школ раздали буклеты и газеты с информацией о ВУЗе.

Победители секции «Химия и здоровье человека»

Участники секции  «Химия и здоровье человека»

Ответственные за проведение мероприятия:  Абдрахманова А.Г., Шамилова А.Ж., Мендалиева К.К.


Печать